|
Изгоняющий дьявола / Экзорцист / The Exorcist
Длительность: 122 мин.
Рубрики: Драма, Триллер, Ужасы
Год: 1973
Производство: США
Режиссёр: Уильям Фридкин
Актёр: Ли Дж. Кобб, Китти Уинн, Макс фон Сюдов, Линда Блэр, Эллен Бёрстин, Реверенд Томас Бермингэм, Рудольф Шюндлер, Артур Сторч, Роберт Саймондс, Питер Мастерсон, Gina Petrushka, Реверенд Уильям О`Мэлли, Бартон Хейман, Джек МакГоурэн, Джейсон Миллер
Donna Mitchell Линда Блэр / Linda Blair
Продюсер: Дэвид Салвен, Уильям Питер Блэтти, Ноэль Маршалл
Сценарий: Уильям Питер Блэтти
Оператор: Билли Уильямс, Оуэн Ройзман
Монтаж: Норман Гэй, Эван А. Лоттман
Композитор: Ганс Вернер Хенце, Кшиштоф Пендерецкий, Anton Webern, Джордж Крамб, Дэвид Борден, Майк Олдфилд, Стив Боэддекер
В семью известной актрисы приходит беда - ее несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие ее личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом.
Однако, в современном атеистическом мире никто уже не верит в то, что человек может быть одержим нечистым духом, даже сама церковь.
Тем не менее, из Азии Ватиканом вызывается последний оставшийся в живых экзорсист («изгоняющий дьявола») отец Ланкастер Меррин, который приезжает, не зная о том, что идет навстречу своей смерти...
http://www.imdb.com/title/tt0070047/
http://www.kinopoisk.ru/film/491/
https://ru.wikipedia.org/wiki
Сергей Кудрявцев |
8/10 |
Мистический фильм ужасов
Эта невероятно популярная американская картина снята по бестселлеру Уильяма Питера Блэтти, который также был продюсером, а ещё выступил в качестве автора сценария, за что и удостоился премии «Оскар» (в девяти остальных номинациях только одна награда Киноакадемии заслуженно досталась мастерам звука). Но всё-таки «Изгоняющий дьявола» получил шумную известность благодаря режиссёру Уильяму Фридкину, который хоть и не был среди первых кандидатов на постановку, однако снискал славу «жестокого мастера» благодаря своему предыдущему фильму, полицейскому триллеру «Французский связной». И пусть на съёмки новой ленты ушло 224 дня вместо запланированных 85-ти, а в процессе работы происходили довольно странные случаи, и девятеро людей из группы, включая двух актёров, умерли за это время (что, впрочем, бывает и на обычных проектах), конечный результат превзошёл все ожидания.
Картина Фридкина вызвала настоящий ажиотаж у зрителей, подчас граничащий с массовой истерией. И дело не только в ошеломляющем кассовом успехе — бюджет в размере $12 млн. был перекрыт более чем в 16 раз, «Изгоняющий дьявола» занял пятое место по итогам 70-х годов, а ныне находится на девятой строчке за всю историю американского кино, если пересчитывать данные с учётом инфляции и роста цен на билеты. И, между прочим, среди всех «пугающих фильмов» уступает в коммерческом отношении только «Челюстям» Стивена Спилберга — остальные же соперники «Дом восковых фигур», «Челюсти 2» и «Психоз» значительно отстают. Чего уж говорить о более новых, современных кинопроизведениях, снятых в подлинном стиле horror!
Главное же заключается, пожалуй, в том, что Уильям Фридкин искусно нагнетает в собственной ленте неописуемый страх и ужас, умело создавая мистическую и дьявольскую атмосферу действия во внешне респектабельном доме в Джорджтауне. В рассказе об изгнании дьявола, вселившегося в двенадцатилетнюю девочку по имени Риган, он не обошёлся без ряда циничных и излишне натуралистических кадров. С другой стороны, именно это как раз по-настоящему впечатляло зрителей, сильнее воздействовало на них, заставляя реально, подчас до жути ощутить неприятность и отвратительность всего происходящего.
И сразу из-за «Изгоняющего дьявола» возникла мода на страшные картины сатанинского плана (среди лучших примеров — «Предзнаменование»), в том числе было сделано в 1977 году продолжение «Изгоняющий дьявола II: Еретик» режиссёром Джоном Бурменом, которому, кстати, предлагали снимать и первую серию. Но вторая часть провалилась в прокате, и только в 1990 году сам писатель, Уильям Питер Блэтти, решил лично поставить «Изгоняющего дьявола III», однако и этот проект не заинтересовал публику. Зато инициатива всё того же Фридкина по модернизации оригинала, обошедшаяся в миллион долларов, принесла в 2000 году лишь в США около сорока миллионов, также спровоцировав новую волну популярности «Изгоняющего дьявола» в других странах, где кассовые сборы в итоге достигли отметки почти $250 млн.
А в целом пересчитанная на 2008 год сумма превысила в мире уже миллиард! Но вот очередные попытки иных режиссёров развить тему экзорцизма в предысториях данного сюжета опять кончились неудачами. Словно никто, кроме Уильяма Фридкина, вообще не в состоянии совладать с этим «дьявольским материалом».
|
ksusha100
Где сама загадка в фильме?
Фильм получился завораживающим. От ужаса у меня кровь в жилах стыла!!! Но это всё получилось за счет игры актеров, но не все они передавали страх и ужас, который надо было передать.
Линда Блэр на тот момент в столь юном возрасте, прекрасно справилась с этой сложной на мой взгляд ролью. Конечно, иногда в фильме лицо матери было не настолько уж и испуганным, смотря на то, что она видела когда с её дочерью происходили ужасные вещи.
У Фридкина получилось всё на 50%… И объясню почему я так говорю. Еще раз приду к тому, что не все актеры передали тот ужас, но не все они были плохи. Главная героиня показала себя прекрасно, но я говорю только про неё!!! Мать, видя тот страх с её дочерью, не сразу впадала в ужас. А детектив, который увидел сцену в конце фильма вообще даже не удивился.
Некоторые сцены были произведены так, что я сразу понимала, что будет впереди. Привести ту же сцену со священником: когда тот выпроводил его и остался один в комнате, а через некоторое время заходит другой и видит что тот не дышал. Здесь я сразу поняла как будут происходить действия после выхода из комнаты святого отца. И поэтому не было этого ужаса, который я хотела ожидать. Сцены с самой девочкой признаюсь были действительно завораживающими. И поэтому фильм можно назвать жанром ужасом.
P.S. Несмотря на это, советую посмотреть. Даже ради большого интереса.
10 из 10
I. Его товарищество Страх:
Страх — одно из самых распространённых человеческих чувств, и самых эксплуатируемых в кинематографе.
Вот только не надо говорить, что страх в большей степени присущ американским фильмам, так как благополучные жители звёздно-полосатой страны со скуки хотят зрелищ. Это глубокий миф. Что такое страх в первую очередь? Первым на сей вопрос ответил в своих произведениях великий американский писатель и мистик Эдгар Аллан По — по его мнению, страх — это прежде всего боязнь будущего, притом будущего весьма расплывчатого, если не сказать — неизвестного. Страх зародился не в кинематографе, а в нас самих. Именно он погнал нас создавать искусство, хотя мы тогда ещё и не осознавали, что это — искусство. Древний человек, рисуя на стенах пещеры, просто хотел запечатлеть то, что он узнал, что помнил, что могло напугать его, и он этого ещё не знал, но нарисовал, чтобы понять сущность своего страха. Поскольку США первыми пробились на коммерческой стезе кинематографии, то немудрено догадаться, что тема страха весьма вольготно поселилась именно на почве их фильмов, а уж потом и на почве иностранных фильмов.
Страх бывает разным. И я хотел бы подразделить его на несколько групп.
Первая группа — страх ожидания, самая древняя группа темы страха в кинематографе. Этим приёмом пользовались такие мэтры, как Альфред Хичкок («Психо», «Птицы»), Стэнли Кубрик («Сияние»), многие экранизации Стивена Кинга построены по данному принципу («Мизери», «Лангольеры»), не стоит забывать и картину испанца Алехандро Аменабара «Другие». Эти старые, как мир, приёмы до сих пор действенны в умелых режиссёрских руках.
Вторая группа — страх происходящего, страх обыденный, и это уже антипод первой группы налицо, совсем новехонький вид страха в кинематографе — его основали Михаэль Ханеке («Скрытое», «Забавные игры»), Ларс фон Триер («Догвилль»), Даррен Аронофски («Реквием по мечте»), Джеймс Ван («Пила»). Их фильмы шокирующие, прямо бьющие зрителя промеж глаз, да так и оставляющие его с раскрытым ртом.
Третья группа — страх пародийный, это больше относится к любителям представить страх в смешном виде, и тут идёт речь о так называемой «обратной эксплуатации» — сиё относится к фильмам таких известных личностей, как Квентин Тарантино («Бешеные псы»), Тим Бёртон («Марс атакует!»), Итан и Джоэл Коэны («Просто кровь»), Сэм Рэйми («Зловещие мертвецы»). В культовости им, как правило, не занимать.
Четвёртая группа — страх мистического рода, имеющий корни ещё в глубоком нашем детстве, когда мы боялись практически любого несуществующего на свете. Здесь страх условно можно подразбить на два типа: волшебный («Гарри Поттер») и более взрослый, но тоже с оттенком чего-то из детства («Зелёная миля», допустим).
Но есть два фильма, не вписывающихся ни в одну из этих категорий по ряду причин: «Сайлент Хилл» (о котором я расскажу позднее, в соответствующей теме) и «Изгоняющий дьявола». Поговорим подробнее о последнем…
II. Банальность до ужаса:
Главный вопрос при просмотре этого фильма — как ему удаётся во все времена, начиная с 1973 года (время, заметьте, интересное — между выходами двух первых частей «народного» хита — «Крёстного отца»), пугать зрителей всех типов и видов? В чём его секрет?
Сюжет фильма поистине представляет из себя мировую банальность: в девочку из разведённой семьи, оставшейся с матерью-актрисой, вселился сам дьявол. Чтобы очистить невинную душу от страданий, мать решается пойти на крайнее средство — вызов экзорциста — изгоняющего дьявола, попросту говоря, очень забубённого священника-католика. В качестве связного между актрисой и экзорцистом выступает некий молодой священник, у которого недавно умерла мать. Собственно говоря, это и есть весь сюжет, если откинуть всякие там второстепенные и малозначительные потому линии.
Итак, мы выяснили, что оригинальностью здесь не пахнет. Пойдём в расследовании дальше. Если не сюжет, тогда дело наверняка в том, как обставили сюжет. И здесь мы получим-таки золотую медаль за догадливость, ибо режиссёр Уильям Фридкин обставил сюжет на пять с плюсом. Здесь зрителю сразу заявляют, где будет страшно, и зритель это улавливает (есть сходство с «Сайлентом Хиллом» — только там зрителя предупреждала знакомая сирена). Мало того, зрителя всячески подготавливают к неожиданностям, показывая, что в фильме всё будет идти явно по возрастанию темпа и накала событий. Из маленькой девочки в начале фильма к его концу должен проявиться сущий дьявол, не картинный, как во многих нынешних фильмах-однодневках, а настоящий и реальный — отвратительный на вид, пакостный и гадкий на дела, похотливый и сквернословный, ибо дьявол есть все наши грехи.
Техническая сторона «Изгоняющего дьявола» проявила себя во всей мощи и во всём блеске, особенно для 1970-х годов, когда ещё в моде были «хичкоковские» триллеры. Классические моменты фильма, конечно же, врезались в память зрителям разных поколений — не буду их перечислять здесь, дабы не испортить впечатления от просмотра фильма. Но они поистине стали киноцитатами и кинопримерами для подражания иных, поздних фильмов, последователей.
Фильм Фридкина невозможно отнести к разряду «хичкоковских», так как в нём отсутствует ожидание страшного, ведь страшное урывками показывают нам, то там, то сям, с каждым кадром всё более и более усиливая впечатление. Строго говоря, я бы сказал, что «Изгоняющий дьявола» — это то удивительное смешение всех четырёх групп страха, вышеперечисленных мною, что покоряет даже самого въедливого и пристально внимательного зрителя.
Актёрский состав не подкачал, что тоже отрадно, ибо во многих современных триллерах именно актёры гробят весь замысел фильма (достаточно взять актёров всех частей «Пилы»). Но кастинговая компания поработала в данном случае на славу.
Линда Блэр. Идеальный выбор. Милая девочка с красивыми зубками. Превращение в уродину первой степени поражает все участки мозга, отвечающие за просмотр визуальных картинок. Пожалуй, у неё была одна из самых сложных ролей из всех актёров в этом фильме. Но чисто физически, на мой взгляд.
Макс фон Сюдов в роли экзорциста — это вообще отдельная статья. Очень тонкая, филигранная игра, отточенная многими нюансами мимики и жестов. Такую игру необходимо видеть. Хотя его герой появляется ближе к концу фильма, он всё же без особого труда приковывает к себе взгляд и ничуть не теряется на фоне колоритного образа героини Линды Блэр.
Джейсон Миллер в роли преподобного Карраса вполне симпатичен, зритель может сочувствовать ему и переживать за него, хотя он немного трусоват и малодушен.
Эллен Берстин («Реквием по мечте») в роли матери дьявольской Риган… Что ж, сознаюсь, Берстин — одна из моих любимиц, и мне нравится в любом фильме, так уж повелось. Но всё-таки нельзя не признать, что роль матери — отчаянной, раздавленной и терзающейся сомнениями по поводу любимой дочурки — ей удалась.
Ну как тут не упомянуть ещё одного моего любимца — славного Ли Джея Кобба («12 разгневанных мужчин», «Золото Макенны»)! Его лейтенант Киндермэн, пожалуй, самый неоднозначный персонаж в фильме. Да, он всего лишь коп, но коп со странностями. Он — наблюдатель, и в дело вмешивается, когда всё уже кончено. Мне кажется, он по-своему сторонник Зла. Этакий добрячок, который только хочет получить автограф у известной кинозвезды. Но эта видимость обманчива. Жаль, что такой интересный образ не полностью раскрыли в фильме. К тому же среди заметных киноработ Кобба эта — последняя в его карьере. Замечательный Кобб и не менее хороший актёр Миллер уже на том свете. Печально.
Но одно при всех преимуществах «Изгоняющего дьявола» поражает. Какая-то апатичность, абсолютная вялость музыки. В этом направлении, конечно, всесильным остаётся разве что Джон Карпентер со своим хитом «Хэллоуин» (конец 1970-х гг.), да музыка-классика из «Психо» Хичкока. Но Фридкин раз и навсегда упустил шанс прибавить в весе, и этот досадный факт удручает.
Однако даже эта ложка дёгтя не портит сумасшедшего впечатления при просмотре культового фильма. Он настолько захватывает, интересен не финал, не концовка, а само действие, процесс изгнания дьявола. Не оторваться. А это признак высшего класса кинофильма. Признак шедевра на все времена.
III. Тотальное отличие «Изгоняющего дьявола» от его современников:
Нынешние триллеры и ужасы не идут ни в какое сравнение с тогдашними.
Не стоит смешивать грязный песок с золотом — «Изгоняющий дьявола» отличается от сегодняшних поделок именно тем, что он не манипулирует инстинктами сегодняшнего зрителя, как это зловредно поступают, скажем, Майкл Мур с его пафосно-изобличительным фильмом «Боулинг для Колумбины», Ларс фон Триер — «Догвилль», толкая политику, или фильмы, давящие на психику и приводящие к абсолютному вымиранию души и равнодушию — джеймсвановские и дарренбоусманские «Пилы».
«Изгоняющий дьявола» опирается на то, что в 1970-е гг. было вполне обыденным явлением — религию, католичество, одну из ветвей христианства. При этом он не изгаляется над религией, не извращает её понятия, а напротив, ставит её в центр разрешения конфликта. Душевного конфликта.
Вердикт
Имеющий глаза да увидит. Имеющий душу да поймёт…
Nikitos 7
Трудности экзорцизма.
Чёрная нечисть, будоражащая сознание и задевающая струны наших с вами страхов, обрела множество лиц и воплощена неутомимым человеческим воображением в неподражаемые образы. Ещё испокон веков наряду с представлениями о богах, существование которых легко объясняло неизвестные узкому разуму человека явления, бытовали убеждения о том, что мир полон Зла, тёмной силы, которая проявляется самыми различными способами. Зло исходит как от самого человека, так и от мира сего, и не важно, в чём таится его корень, ведь неопровержимо одно — Зло будет существовать вечно, иначе мы не имели бы понятия о Добре… Есть Господь Бог, есть Дьявол, и этого условия в религиозной эстетике совершенно предостаточно, чтобы уравновесилась чаша весов между светлыми деяниями человечества и тёмными. Одни являются верующими, другие — убеждёнными атеистами, но от этого не зависит существование исконного Зла, имеющего мистическое начало.
Бояться можно чертей, демонов, крылатых тварей и прочих представителей нечистой силы, однако по-настоящему стоит страшиться тёмных бесов. Этому служат подтверждением несколько случаев, при которых люди оказывались одержимыми злым духом, и их происхождение до сих пор остаётся нерешённой загадкой. Неужели существуют другие миры, нами не изведанные? Видимо, это так. И об этом спорят миллионы людей, предлагая свои теории о существовании Рая и Ада, а между тем народ всё чаще становится свидетелем мистических явлений, одни из которых утверждают определённые религиозные доводы, а другие, напротив, их опровергают. Но только церковь нашла способ борьбы с нечистью, из чего берёт своё начало экзорцизм. Тема экзорцизма довольно интересна. В этом случае доказывается истинная сила святой воды, молитв, а также различных символов и религиозных культов, что непременно внушает удивительно сильную веру, веру в чудо, которого порой нам не хватает.
«Изгоняющий дьявола» — нашумевшая в семидесятые как «самый страшный фильм ужасов в истории кино» и ныне культовая картина Уильяма Фридкина, в которой абсолютно весь сюжет посвящен именно теме экзорцизма, причём он затрагивает не только её основу, но и некоторые другие стороны. Данная лента, что является фактом, уже утратила тот заряд, который заставлял зрителей подпрыгивать от испуга и дрожать в холодном поту, ведь за столько лет кино успело показать миру и более страшные фильмы, на которых, впрочем, современный зритель и вырос. Но «Изгоняющий дьявола» — это не что иное как идейно глубокая драма, в которой частичка жанра «ужасов» оказывается только на втором плане, хотя на нём создатели сделали заметный акцент.
Этим, кстати, картина и хороша — в ней бережно сплетаются два не очень сочетаемых жанра, таких как «драма» и «ужасы», которые связываются мистическими и детективными мотивами. Развивается сюжет достаточно медленно, но в том-то и дело, что ему некуда торопиться. Главной целью создателей являлось показать тяжёлое положение героев и безысходность ситуации, из которой произрастают переживания и интриги. Нечистая сила вторгается в обыденную жизнь самой простой семьи, и этим она коварна. На протяжении просмотра всё ощутимее становится атмосфера неизбежной беды, и тут страшно становится уже не потому, что одержимая бесом девочка приобретает всё более кошмарный вид, а потому, какие же невзгоды обрушиваются на её мать и родных, и какие испытания приходится им мужественно терпеть, сохраняя светлую веру.
Все черты процесса экзорцизма очень точно показаны в данной картине. В какой-то степени на зрителя производится эффект присутствия, на который всегда можно положиться при создании ужастика. Ужастиком этот фильм обозвать как-то не хватает смелости в связи с присутствием в нём нехарактерно умной для жанра идеи, но «Изгоняющий» так или иначе производит впечатление качественного триллер-хоррора с минимальным количеством крови, но приличным количеством рвоты. Картина страдающей девочки, в которую вселилась недружелюбная нечисть, действительно наводит ужас, а процессы изгнания демона внушают самую настоящую, неубывающую надежду, что составляет даже некую увлекательность просмотра.
8,5 из 10
«Изгоняющий дьявола» давно укрепил себе звание «настоящей драмы с неоднозначным подтекстом», которая до сих пор не оставляет зрителя как без мыслей, так и без мурашек, ведь фильм представляет собой аккуратный сплав пронизывающего драматизма и холодного ужаса.
стр 1 стр 2 стр 3
| |