У - Я страница
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

       Назарин / Nazarin (1959)

 

Название: Назарин
Оригинальное название: Nazarin
Год выпуска: 1959
Жанр:
Драма
Выпущено: Мексика
Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Франсиско Рабаль, Марга Лопес, Рита Маседо, Хесус Фернандес, Игнасио Лопес Тарсо, Луис Асевес Кастаньеда, Офелия Гильмаин, Ноэ Мураяма, Росенда Монтерос, Викторио Бланко

О фильме: Одна из лучших картин Луиса Бунюэля, венчающая его мексиканский период творчества (правда, режиссер еще дважды, в 1962 и 1965 годах, снимал в Мексике и продолжал жить в Мехико до самой смерти). «Назарин» — первая часть своеобразной трилогии Л. Бунюэля о «святых», которые подвергаются искушению и испытанию в жестокой действительности, хотя лишь Симеон-пустынник причислен церковью к числу мучеников, а Назарин и Виридиана, герои одноименных фильмов, вызвали ярость религиозных ортодоксов. Дело отнюдь не в атеизме или яростном антиклерикализме режиссера.

Не случайно при экранизации повести испанского писателя Бенито Переса Гальдоса, выступавшего как бы за новую религию, которая противостоит общепринятому христианству, догматическому и ортодоксальному учению, Бунюэль, сопоставив страсти по падре Назарио, бедному священнику, желающему добротой спасти мир, со страданиями Христа почти два тысячелетия назад, все-таки уходит от примитивно понятого символизма. Реальная жизнь вторгается в иллюзорное бытие добродетелей и благих намерений.

И Назарин, и Виридиана, и даже канонизированный Симеон-столпник проверяются не столько на прочность своей религиозной веры, сколько на терпимость и любовь к людям, к отдельному человеку. Иисус Христос проделывал крестный путь к воскрешению, к восхождению на небеса, от человека — к Богу. Современный Назарин, который бредет в финале в толпе каторжников, под палящим солнцем, под оголтелый бой барабанов из Каланды, родной деревни режиссера (кстати, подобной «барабанной симфонией» заканчивался также и дерзкий, издевательский «Золотой век»), делает мучительные для себя шаги навстречу той реальности, какая она есть, а не придумана, не предположена.

Он впервые осознает себя не благодетелем и защитником «униженных и оскорбленных» (а ведь Гальдоса называли испанским Достоевским), но равным среди других. Поступок крестьянки, которая предложила ананас испытывающему жажду бывшему падре Назарио, — вовсе не символический жест воздаяния, а просто проявление человеческой жалости к себе подобному. Святой должен стать человеком, чтобы понять и простить несовершенный мир и грешных людей.




Продолжительность: 01:39:54
Перевод: Профессиональный (многоголосый) СВ-Дубль по заказу ГТРК "Культура"

 

The Lone Ranger

Вера и путь к ней

Пожалуй, эти слова в достаточной мере передают смысл того, о чём нам рассказывает этот по сути простой но и гениальный фильм Луиса Бунюэля.
 


Здесь сталкиваются два понятия — любовь и вера священника в Бога и людей и сущность самих этих людей, предстающих перед ним в довольно неприглядном виде со всеми своими пороками и суевериями. Но они такие, какие они есть, и нужно жалеть и прощать их во имя Господа — этого принципа придерживается главный герой этой трагичной картины дон Назарио. Нельзя сказать, что он наивен или недалёк, ведь он — действительно святой человек, о чём не раз напоминает людям одна из его спутниц-паломниц.

В начале фильма видно, как он благочестив и смиренен, как строго следует своим убеждениям. Хотя постоянно не покидает ощущение, что дон Назарио совершенно не вписывается в этот «грязный» и прогнивший мир; это чувствуется почти в каждом его разговоре с окружающими — его слова так искренни, простодушны и честны, и хотя все знают, что он — духовное лицо, над ним всё равно, наверняка, потешаются, считают человеком слабым и непрактичным. Одним словом — «святоша».

Но и те, кто чувствует в нём опору, духовного наставника и провожатого, как будто бы сами не понимают, что творят. Они не видят истинной сути доброты и христианства, а лишь безумно и раболепно поклоняются ему, как великому знахарю, который одним прикосновением исцелил больную девочку. Эта слепая вера, фанатизм не делают их лучше и чище. Они, возможно, искренне пытаются делать добро, повсюду и во всём следуют за Назарином, но как только он покидает их, фактически возвращаются к прежней жизни, к прежним страстям.

Но куда большего сочувствия заслуживает сам Назарин, проходящий словно через круги ада в своём паломничестве. Он уже привык к непониманию людей, к их глупости и наивности, ему их жаль, но он видит также, что ни чему не может их научить, не может открыть глаза и дать почувствовать Бога у себя за спиной. Но и сам он, кажется, всё с большим трудом верит в любовь и понимание. Он честно пытается выполнять свой долг христианина и, даже когда его избивают, сквозь слёзы и испуг от поколебленной в нём веры прощает своего обидчика, и при этом ненавидит его.

И в конце мы видим его обросшим, с перевязью на голове, словно потрёпанным жизнью уже за такой короткий срок, потерянным и еле идущим под конвоем. И тут поступок одной женщины, проявившей сострадание человека к человеку, заставляет его осознать, что и простой человек может быть милосерден, как священник, и что он сам ещё недостаточно понял, как трудно, но необходимо любить людей и на что способны сами эти люди. И это даёт надежду.
Нет смысла ещё что-то добавлять. Могу только сказать, что фильм очень просто и без излишеств проповедует нам идею о взаимопонимании и всепрощении, а точнее — насколько далека реальность от этих идеалов.

 

veronika_cl

Очень сильный фильм, тронувший меня до глубины души. Не зря Тарковский особо отмечал эту работу.
Каждая сцена здесь переполнена символизмом. Назарин повторяет путь Христа настолько, насколько это возможно человеку. Об этом прямо свидетельствует имя священника — Насарио. Надеюсь, все помнят, что было написано на издевательской табличке над головой Христа: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Как Христос пришёл в людям, чтобы стать Одним из них, так и Насарио живет в нищете и голоде, чтобы быть с теми, кого он исповедует. Так же как и Христос падре оклеветан. Так же находят его ученики, которые являются обычными людьми и ведут себя не всегда так, как их учат, но зато они очень стараются. Вспомним, что и апостолы не всегда были под благодатью Святого Духа, говорили на всех языках и исцеляли больных. Сколько раз Христос прощал своих непутевых, неграмотных простолюдинов-учеников, которые то засыпали во время Его молитвы, то отрубали уши охране, то отрекались от Него! Особенно эта аналогия прослеживается в поведении Андары, которая постоянно совершает дурные вещи, но с благими намерениями. В фильме есть даже сцена в тюрьме, а Христос прежде, чем отправиться на Голгофу тоже был заключен в тюрьму. Есть терновый венец в виде бинта, есть хороший и плохой разбойники, которые делили участь с Христом, и один, тот, что был распят по правую сторону, раскаялся со смирением. Есть человек, который помог нести крест — крестьянка, подарившая священнику ананас. В сцене в темнице почти прозвучала молитва О Чаше, когда Насарио сказал, что хочет иной участи, но не видит пути к облегчению страданий, по которому можно пройти, не запачкав душу навеки. «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя». Скорее всего, после первого просмотра я не увидела и половины символов, которые нанизаны драгоценным бисером на весь сюжет, поэтому надеюсь ещё вернуться к просмотру этой картины.

Переходя к моментам, которые хотелось бы отметить, оставив глубокий символический посыл картины, нельзя не обратить внимание на проблему, духовной (!) близости между мужчиной и женщиной, которую даже в настоящее время окружающие почти никогда не могут воспринять правильно. Также показана опасность экзольтированного восприятия религии. Те верующие, которые представляют себе спасение горестно-радостно-торжественным шествием в объятия Христу, Который «любит тебя», обречены разочароваться в Настоящем Боге. Поэтому режиссер показывает безобразие окружающего мира, не только душевное, но и в полне себе материальное. Вокруг грязь, вонь, болезни, некрасивые люди, калеки, карлики. И вот это всё, на что даже в фильме смотреть неприятно, нужно любить!

Насарио, конечно же, не был сломлен духом в последнем кадре. Он принял решение достойно и до конца нести свой крест, когда посвящал себя Богу, и никогда не изменял своему обету. Всё пережитое возвысило его душу. Да, впереди, возможно, ещё больше бед и страданий… но ветер, который слабое дерево вырвет с корнем, сильное только больше укрепит, пусть и погнув слегка.
10 из 10

 

 

Tkachiha

«Всё своё добро я ношу с собой»

Снят раньше, чем «Виридиана» (1961).

«Назарин» всё-таки сложнее второго фильма трилогии о святых Луиса Бунюэля. Это один из тех фильмов, которым веришь, хотя не отдаёшь себе отчёта, что именно открывается в нём. Всматриваться в лицо Назарио, и безотчётно спрашивать себя, как может быть в человеке такая сосредоточенная внутренняя красота?

Отличие православной и католической веры обычно ускользает, когда священника мы застаём вне прихода, вне церкви, в пространстве паломничества. Также и в «Назарине», герой Рабаля отправляется в путь (уходит в отставку). «Всё своё добро я ношу с собой», он не берёт с собой вещей. О католицизме в связи с этим вспоминаются высказывания С. Калугина: «православная мистика — это мистика трезвенническая, это мистика ментальная, в соответствии с православием нужно очистить ум и посте этого свести его в сердце, католическая мистика — это, как индусы называют Бхакти, начало высветления человека с сердца. Православные пугаются этого страшно, потому что когда человек начинает работать с сердцем, первое, что происходит — это его эротические всплески подмешиваются в его религию. Получаются какие-то любовные стихи к Богу, переживание всяких оргазменных ситуаций в связи с этим. Для православного ничего страшнее быть не может. Для католика это абсолютно естественно. И в процессе высветления сердца, сердце очищается, эротические эмоции оседают куда им и положено (вниз), и высветленное сердце осветляет своим светом разум, и всё тело». Объясняет просто и как раз уловливает самую суть. Действительно, формальности с папством — это всего лишь формальности, особенности богосужения — лишь связаны с разными историческими традициями. Самое сакровенное заключается в непосредственном ощущении Бога отдельным человеком, отдельной личностью. И вот «Назарин» наглядно изображает этот принцип чистого сердца, принцип любви вопреки всякому здравому смыслу.

Но не это главное в «Назарине». В картине есть момент, когда герой Рабаля понимает одну важную истину: он не сможет действенно проповедовать в то время, пока отделяет себя мысленно от окружающих. Только будучи равным со всеми без исключения, он может поделиться тем добром, что он носит с собой (об этом лучше сказано у С. Кудрявцева).
10 из 10

 

BigMovieFan

Назарин — безобидный и добрый священник, он никому не желает зла, он помогает людям. В один день к Назарину приходит проститутка которая убила свою коллегу во время драки. Назарин недоволен этой новостью и помогает ей исправляться.

После этого проститутка изменилась в лучшую сторону, она начала ценить жизнь, она поняла то что в жизни нельзя совершать грехов. Многие не уважают Назарина, но есть люди которые любят Назарина. Назарин не понимает почему люди совершают грехи и почему этот мир жесток.

Смысл фильма в том что в жизни нельзя совершать грехи как это женщина, в жизни нельзя убивать людей, в жизни нужно совершать добро чем зло…
10 из 10

 

 

Данный фильм Бунюэля поднимает комплекс проблем религиозно-нравственного и социального характера. Что делать, когда требования совести идут вразрез с привычным укладом жизни? Как быть, когда былой мир внутри рушится и в душе назревает новое, другое?

В России об этих проблемах лучше всех писал Лев Толстой, характер героя фильма хорошо укладывается в толстовскую проповедь непротивления насилию. Бунюэль в отличие от нашего классика не даёт обширной панорамы общественной жизни, его язык прост, как евангельская притча, персонажи сведены к типажам: раскаявшаяся блудница, священник праведный и священник извращённый, безликий солдат, исполняющий свой долг, униженный нищий, власть имущий с огрубевшим сердцем.

В фильме Бунюэля мы видим сильнейшие эмоции, испытываемые человеком, приходящим к Богу и отрекающимся от греха, на этих психологических точках и держится смысловая организация кинотекста, эти точки есть вехи духовного пути персонажей.

Бунюэль показал, как в мире, где дерутся из-за украшений проститутки, появляется живая душа и несёт свет.
Бунюэль показал, где заканчивается голословная проповедь и где начинается работа души с евагнельским смыслом.
10 из 10

 

 

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019Бесплатный хостинг uCoz