Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| Урок Фауста / Faust
Перевод: Профессиональный (одноголосый), cубтитры: отсутствуют
Страна: Франция, Великобритания, Чехия
Режиссер: Ян Шванкмайер
Жанр: фэнтези, драма, мультфильм
Продолжительность: 01:32:15
Год выпуска: 1994
В ролях: Петр Чепек /Petr Cepek/... Faust,
Ян Краус /Jan Kraus/, Владимир Кудла /Vladimir Kudla/, Antonin Zacpal,
Иржи Сухи /Jiri Suchy/...
Описание: Историю Фауста, человека, который продал душу нечистому,
представляет выдающийся чешский мультипликатор Ян Шванкмайер. Он
превращает всем известный миф о Фаусте в сюрреалистическую смесь
анимации и гиперреализма, в которой действуют живые актеры, глиняные
куклы и гигантские марионетки. Герой Шванкмайера блуждает по узким
улочкам Праги с мистической картой в руках. Лабиринты улиц приводят его
на заброшенный чердак, где он находит старинный кукольный театр и
«Фауста» Гете посередине комнаты. Он примеряет костюм Фауста и вживается
в его образ. Начавшись как невинная забава, его путешествие
превратилось в реальность, и герой очутился в лаборатории знаменитого
алхимика…
http://www.kinopoisk.ru/film/50593/ http://www.imdb.com/title/tt0109781/
Рецензия Михаила Иванова: Абсолютно
некоммерческое, авторское кино с одним актером в роли современного
"Фауста", к которому обращаются то Дъявол, то посланец Господа (в виде
больших марионеток на веревочках), чтобы привлечь его на свою сторону,
но он им в ответ ни слова. Он ходит, пьет пиво, курит, лезет по
ломающейся под ним лестнице, бежит куда-то с портфелем, в котором старая
книга и магические предметы.... Потом Фауст обретает дар речи и
начинает "изгонять" Мефистофеля, хлеща кнутом во все стороны и читая
что-то из книги на неизвестном мне языке. Далее начинается определенное
действие, сопровождаемое текстами и диалогами, не лишенными смысла. Кому
охота, пусть смотрит и разбирается сам. В визуальном плане отдельные
моменты достаточно интересны, особенно элементы мультипликации.
- В
фильме использованы приёмы из народного площадного кукольного театра.
Так же много сносок на средневековые пьесы о докторе Фаусте.
- Миф
о Фаусте перетекает в параллельные мифы: эпизод, где Фауст, попав
в театральный подвал, разбивает стеклянную колбу с гомункулосом,
вкладывает ему в рот записку и кукла оживает — это история явно
из другой, хоть и генетически родственной мифологии.
- В фильме использована музыка Иоганна Себастьяна Баха.
Amadeo
рецензии … и каждый раз должен быть новый Фауст
Когда
главный герой только идет в театр, то встречает стремительно
выбегающего человека. Он не заостряет на этом свое внимание и идет
дальше. Но вспомним концовку: герой сам выбегает, не замечая при этом
идущего человека. Это доказывает то, что все в мире взаимосвязано,
так всегда было и так всегда будет. И, увы (а может и к счастью?), никто
не в силах изменить ход своей судьбы. Каждый из нас играет свою роль,
а нами руководят некие «руки» (как и в самом фильме куклами), а мы
просто ведомые ими.
Шванкмайер — гений авангарда, гений сюрреализма, гений артхауса.
Замечательно уже то, что в картине не упущено ничего! Даже мельчайшие
детали находятся на своих местах. Эта аккуратность положительно
бросается в глаза.
Еще деталь: театр, именно он, а не «Фауст» Гёте, играет ведущую роль
в фильме. «Кукольный мирок» завораживает своей неоднозначностью,
он притягивает и отталкивает одновременно. Куклы играют с куклами,
с которыми играет «Кукольник». А может и не один?
В общем, фильм естественно на любителя, не каждый сможет выдержать
его все 97 минут, но тем, кто уважает артхаус, ну и кто любит подумать
над фильмом, картина придется по душе.
Единственный, на мой взгляд, минус — небольшая затянутость картины.
9 из 10
owlwf
рецензии Людям
с определенным складом вкусов такая картина должна запомниться
навсегда. Тем, кто перерос «Мастера и Маргариту», но не охладел
к мистике такого рода (т. е. замешанной на сюрреализме и абсурде),
понравится «Урок Фауста» — даю гарантию. Цветовая палитра, в которой
выполнен фильм (темная, с преобладанием коричневого цвета), локус фильма
(тесный европейский город-лабиринт), использование кукольной,
пластилиновой мультипликации, а также обращение к традициям кукольного
театра — вот приблизительный список основных элементов, из которых
для меня складывается обаяние этого фильма. Мы живем в шумной реальности
21 века — стекло, бетон, автострады. Где еще обретаться средневековому
дьяволу, как не в старинных, немного лубочных, мрачноватых европейских
городках?!
Особенного внимания заслуживают куклы и пластилиновые
гомункулы Шванкмайера, потому что — по-моему глубокому убеждению —
дьявола иначе и показывать-то нельзя — только в неестественном,
человекоподобном облике куклы. Такое изображение сатаны с его свитой
мне кажется куда более органичным, чем то, что делают, например,
в пресловутых фильмах ужасов нового поколения — я про обилие
компьютерной графики, которой злоупотребляют для того, чтобы добиться
наибольшей «естественности» и «реалистичности». Но когда речь идет
об инфернальных образах, тут как раз наибольшая эффектность (и
художественная правда) достигаются за счет «неестественности»,
«кукольности» инфернального персонажа, поскольку дьявол — изначально
лишь подобие, пустота, меняющая маски.
sobo_anna
рецензии Универсальный кукольник, Шванкмайер!
К
вопросу о терпимости, пусть она будет. Потому что не каждому близко
подобное видение реальности. Пусть будет мир с тобой zslooo, и да
здравствует Шванкмайер.
«Фауст». Великолепно. Бред похожий на каждодневное течение нашей с вами
жизни. Кафкианский бред, который можно обозначить — реальность.
Реальность — абсурдна. Абсурд порой реальнее, чем нам с вами кажется.
Не спешите «абсурдировать» неясное сгоряча. Возможно, оно и есть то,
что ЕСТЬ.
Наша жизнь вечное борение добра со злом — это Гете. «Фауст» — это визуализация основной мысли великого немца.
Приведу особенно понравившийся мне эпизод. Сама по себе идея
гомункулуса — извращенное понимание деторождения в средние века. Якобы
маленький человечек уже живет в сперматозоиде и, получив возможность
развиваться в женском организме, он просто увеличивается в размерах.
Обратите внимание на экранизацию этой исторической премудрости
у Шванкмайера.
Это следствие средневековой темноты становится реальнее
всех анатомических реалий нашего времени. Я готова поверить и в
гомункулусов и во всех прочих существ. Шванкмайер — браво!
Мне кажется, что в одном этом человечке, куске глины, воплотились и суть
самого заблуждения и его дух. Так и видится заросший седой бородач
эпохи средневековья, который год пытающийся разгадать таинство появления
человека на свет. Его тело и каморка нечисты, его взгляды не чище.
Что он только не пробовал делать, чтобы рассмотреть гомункулуса, добыть
его, произвести. Сколько живности, а может быть и зародышей
он препарировал, ради своего намерения.
Все это, глядя на одну куклу Шванкмайера.
А фильм продолжается. Это лишь один из эпизодов.
У многих верующих людей существует такое убеждение: чем большему
ты учишься и потом умеешь в жизни, тем больше путей открывается перед
тобой для служения Господу.
Шванкмайер использует все. Он и рисует, и лепит, и использует мастерство
кукольника вкупе со своей незаурядной образованностью. В довесок,
он снимает потом все это на видеокамеру.
Его религия — его кино.
Аллилуйя!
D-r Zlo
рецензии Ты
думаешь, что я ненормален? Оставь это. Это такая дрянная и вредная
мысль! Прикрываясь ею, как часто мы отказываемся от понимания человека
только потому, что он оригинальнее нас, и как стойко эта мысль
поддерживает и осложняет печальную небрежность наших отношений друг
к другу! © Максим Горький, «Читатель»
О, господа, вот это Ян Шванкмайер в его чистом, концентрированном виде;
наверное, чуть менее концентрированном, чем в фильме «Сон Аленки»,
но всё-таки его фильмы невозможно перепутать ни с чем иным.
Вообще перед тем, как говорить об этом странном, мозговыносящем шедевре,
стоило бы поговорить о режиссере чуть подробнее — и да, у него
все фильмы такие. Все фильмы — сочетание актёрской игры, кукольной
мультипликации, долгих кадров, крупных планов и навязчивых, ужасающих
образов.
Если вы видите фильм, где было бы много крупных планов губ,
сосредоточенных и малоэмоциональных (но не невыразительных!) лиц и
страшных кукол, в которых бы так или иначе обыгрывалась тема смерти —
это Ян Шванкмайер. Говорите, что «Лабиринт Фавна» — самая страшная
киносказка из всех, что когда-либо снимало человечество? Посмотрите
«Полено» Шванкмайера — тамошний монстр вполне способен вызывать
непроизвольный энурез даже у взрослых людей. Говорите, что Бунюэль —
король сюрреализма и абсурда? Посмотрите «Сон Аленки» — по крайней мере
белый кролик, каждый раз вспарывающий своё плюшевое пузо, чтобы достать
оттуда часы, вполне способен составить конкуренцию знаменитому моменту
с разрезанием глаза.
Говорите, что фильм Сокурова «Фауст» весьма своеобразно интерпретирует
это великое произведение (хотя, безусловно, «Фауст» Сокурова гениален) —
посмотрите «Урок Фауста» Шванкмайера.
Причем, что самое интересное, эта трактовка классического произведения
весьма канонична и даже в какой-то степени консервативна, просто подана
в своеобразной манере, со странной композицией. Ну что, разве непривычна
передача гностических проблем, поднятых в «Фаусте», через театральное
пространство? Шванкмайер не первый, кто реализует эту идею (хотя первый,
кто задействовал для раскрытия этой идеи пространство внесценическое —
да, куклы выступают в вертепе, но, обратите внимание, что вертеп
находится не на сцене!). Или, может, нестандартна подача того,
что Мефистофель и Фауст — это одно и то же лицо? Но и это неоригинальный
ход — кроме того, что почти все прочие персонажи фильма, за некоторым
исключением, куклы. Опять же, связь «Фауста» с фольклором (которого
так любит Шванкмайер — причем фольклором истинным, не обработанным
литературно), проблемы отношения людей с гомункулусами…
Что же тогда поражает в этом фильме, если не нестандартность подачи идей?
То, как фильм реализован художественно и как построена его композиция.
Про второе говорить ничего не буду, бо это спойлер, а первое — с одной
стороны, это, конечно, Шванкмайер во всей его безумной красоте: черепа,
зародыши, заброшенные склянки, кукольный вертеп, жутко выскобленные
из дерева куклы, глаза, странные карты… А с другой — как удивительно
это ложится на семантику «Фауста»! Как внезапно органично смотрится
с ней!
В общем, сложно сказать, что фильм делает больше — шокирует своей
визуальной составляющей или восхищает точностью метафор и своей
эстетикой. Лично мне кажется, что и то, и то. Всё-таки в этом безумии
что-то есть, что-то вечное, связывающее человека не то с Богом, не то
с дьяволом, не то вовсе с какой-то фольклорной нечистью, но всегда —
с духом творчества.
zslooo
рецензии Древесностружечный бред
Фильм
и мультипликационные эффекты живут отдельно. В атмосферу злой сказки
картина не погрузила, хотя я очень на это надеялся. Больше похоже
на больной бред.
Современная адаптация Фауста получилась более чем своеобразной. Это наверно самый главный и единственный плюс картины.
Разнообразие и выбор должен быть всегда. Но это первая и последняя картина Шванкмайера, которую я посмотрел.
3 из 10
| |
| | |
|
|