Статистика |
|
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| Тодо модо /
Todo modo
Название: Тодо Модо Оригинальное название: Todo modo Год выпуска: 1976 Страна: Италия, Франция Жанр: Политика, триллер Режиссер: Элио Петри Сценарий: Леонардо Скьячи В ролях:
Жан Мария Волонте, Марчелло Мастроянни, Мариангела Мелато, Чиччо
Инграссия, Франко Читти, Тино Скотти, Ренато Сальватори, Мишель Пикколи,
Сезаре Джелли, Адриано Амидей Миглиано Заброшенный Рим. Волонте направляется
в духовный центр Зафер на встречу политических и экономических деятелей
с представителями католического духовенства. Но религиозные
обряды — только ширма. Видный государственный деятель бесследно
исчезает, священники взяты в заложники, сенатор изрешечен пулями.
Директор центра священник Дон Гаетано совершает самоубийство. Оставшись
один на один с трупами, Волонте понимает, что стал жертвой заговора.
http://www.imdb.com/title/tt0075335/ http://www.kinopoisk.ru/film/39863/
Тодо Модо - лучший фильм Элио Петри. Наряду с его более ранней
картиной Рабочий класс уходит в рай этот фильм предан забвению из-за
взглядов режиссёра и исполнителя главной роли, а также из-за того, что
этот фильм стал руководством к убийству… Но обо всём по порядку.
Картина снята по одноименной новелле Леонардо Шаша, который известен
своими романами о мафии и жизни Сицилии. Некий Мистер М. (Джан Мария
Волонте) направляется в духовный центр Зафер на встречу политических и
экономических деятелей с представителями католического духовенства и для
проведения ритуала Говенья. Говенье – это древний ритуал, предложенный
святым Игнатием Лойолой в начале XVI века, который позже стал способом
влияния церкви на ведущих людей из политики и экономики. Итак, все эти
представители политики и экономики спускаются в мрачные катакомбы
центра, где должны будут провести несколько дней.
За эти несколько дней
священник Дон Гаэтано (Марчелло Мастроянни) будет проводить несколько
медитаций – о грехе, об аде, о кресте и т.д. А между тем, кто-то
начинает методично уничтожать высоких мужей весьма брутальными
способами. Сам Мистер М., которого ещё называют Господин Президент,
исчезает. Позже его обнаруживают в одной из зал катакомб, и он находит
разгадку всех этих убийств, но они не прекращаются. Постепенно М.
понимает, что стал жертвой заговора… Сюжет этого фильма очень
медленно развивается и сам по себе немного запутан. Но, тем не менее,
фильм стал руководством к убийству. Через два года после выхода картины
на экраны левые экстремисты похитили главу правящей
Христианско-Демократической партии Альдо Моро и жестоко убили его. Это
обличающий христианских демократов и власть в целом фильм сразу же был
снят с проката и положен на полку. С тех пор его не издают на западе и
не показывают даже по кабельному ТВ.
Этот фильм не является сатирой и не
содержит какого-либо юмора, несмотря на то, что написано в IMDB. Это
полностью серьезная картина, жестко, но правильно показывающая власть
имущих. Все пришедшие на Говенье чиновники представляют из себя очень
мерзких и гадких людишек, обеспокоенных только своим богатством и его
приумножением. Один из них даже бросил фразу «Я служу капиталу,
Америке…», тем самым показывая, что будет верным рабом тому, кто больше
заплатит. К сожалению, так оно и на самом деле происходит в жизни.
Честных людей в политике и экономике практическим нет, ибо сама по себе
политика – очень грязное дело. Сам фильм снят в очень необычном
стиле. Действие происходит в подземных строениях и катакомбах центра
Зафер. Убийцу зритель не видит, но зато отчётливо видны результаты его
деятельности.
Это очень роднит фильм с жанром джалло и готических
ужасов. Собственно, я бы его так и охарактеризовал – политический
триллер с элементами джалло и готики. Катакомбы, внутреннее убранство
строений, общая атмосфера фильма – идеально бы подошли к какому-нибудь
ужастику, но нет – режиссёра ужасы не интересуют. Его цель – разоблачить
чиновников и показать, какой разврат творится в верхних эшелонах
власти. Музыкальное сопровождение принадлежит перу великого Эннио
Морриконе, который на этот раз создал мрачный минималистичный саундтрек.
БОльшую часть экранного времени музыка вообще отсутствует, а там где
она есть – картина становится всё мрачнее и превращается гипнотическое
полотно. Действие тоже практически отсутствует, но, несмотря на это,
зритель не заметит, как пролетят 2 с небольшим часа, ибо картина
настолько интересно смотрится, что о времени просто забываешь. Вряд ли
кому из современных режиссёров под силу создать нечто подобное. Такое
кино уже не снимают и снимать больше не будут. Не те времена, не тот
стиль….
Элио Петри в очередной раз пригласил на главную роль
одного из лучших актёров мирового кино Джана Марию Волонте. На этот раз
его немного «состарили» и заставили играть постоянно нервничающего
Мистера М. Он с потрясающей правдоподобностью передал характер
высокопоставленного чиновника. Его мимика, манера разговора, жесты – всё
выдает проворовавшегося политика. Волонте – действительно актёр от
Бога, не имеющий аналогов в современном кино. В роли его жены выступила
Марианджела Мелато, а в остальных ролях засветились знаменитый комик
Чиччио Инграссия, знакомый по фильмам Пазолини Франко Читти и известный
французский актёр Мишель Пиколи. Дона Гаэтано сыграл звезда итальянского
кино и любимый актер Федерико Феллини Марчелло Мастроянни. Как вы уже
догадались, к актёрской игре не может быть никаких претензий, как и к
самому фильму. «Тодо Модо» - замечательная лента, не потерявшая
актуальности до сих пор. Это пик режиссуры Элио Петри и одна из лучших
ролей Джана Марии Волонте. Эта картина, получившая высокие оценки
критиков и зрителей, была незаслуженно забыта, но, несмотря на это, её
должен посмотреть каждый человек, независимо от его предпочтений в кино.
Шедевр на все времена.
Описание с сайта http://susperia.narod.ru
oldys
рецензии На злобу дня… сегодня как и 35 лет назад
Элио
Петри — далеко не однозначная фигура в итальянском кино. Мало того,
что коммунист (этим как раз никого особо не удивишь, вон Тонино Гуэрра
тоже в партии состоял, что не помешало ему стать культовой личностью),
так еще и фильмы снимал такие, что простому человеку, приходящему
в кинотеатр с целью культурно отдохнуть и развлечься, только головную
боль могли навеять. Едва ли что-нибудь еще. Ну, разве что желание выпить
стопку-другую граппы, чтобы «доПЕТРИть», но это бесполезно.
В фантастических и сюрреалистических дебрях синьора Петри легко
заблудится и профессиональный киностранник, куда уж там доброму
bourgeois не говоря уже о prolétariat. Так что даже в Советском Союзе,
несмотря на «социальную близость» и беспощадную критику
капиталистического строя фильмы Петри своему народу показывать
не решались, а уж теперь-то сам Бог не велит.
Тем более, что церкви
(пусть и католической) в его картинах доставалось по первое число, а уж
в «Todo Modo» особенно.
Однако, как ни странно, этот фильм, в отличие от, например, не менее
злободневных «Хороших новостей» по российскому телевидению как-то
показали, что можно рассматривать едва ли не как своего рода фронду.
Ведь в героях картины настолько легко узнаются наши сегодняшние духовные
и государственные правители, что становится даже как-то немного не по
себе. Ведь Элио Петри снимал антиутопическую сатиру на итальянскую
политическую и финансовую элиту середины 70-х годов, которая привела
страну на грань краха. Вспомните, что происходило в Италии того времени:
бесконечная череда террористических актов, чехарда правительств,
сумасшедшая инфляция, самый большой в Европе уровень безработицы, разгул
организованной преступности, сросшейся с административными
учреждениями. Ничего не напоминает?
Элио Петри просто чуть-чуть сгущает краски, перенося действие в некую
фантасмагоричную Италию, в которой бушует эпидемия смертельной болезни,
население вконец обнищало, а правительство и олигархи тем временем
отправляются на ежегодный сакральный обряд, который должен придать
их власти дополнительную религиозную силу, в некую тайную подземную
крипту. В святилище заправляет дон Гаэтано (в блестящем исполнении
Марчелло Мастроянни) — циничный и беспринципный священник, плетущий свои
странные интриги, понять которые не может даже его старый друг
Президент (Джан Мария Волонте). Приехавшие исполнить свой религиозный
долг чиновники и олигархи (кто всерьез, кто напоказ) неожиданно
оказываются под мощным психологическом прессом, который выдавливает
из них все грехи и грешки, а затем они начинают… умирать один за другим.
Таинственный убийца собирает целый урожай жертв, словно вознамерился
уничтожить всю итальянскую элиту. Одновременно святотатству и осмеянию
подвергаются религиозные святыни, а вместе с ними и вера отца Гаэтано.
Чудовищный нарыв вскрывается, но под ним уже нет чистой плоти. Болезнь
проникла слишком далеко.
Модерновые, футуристические интерьеры подземного святилища,
представляющего из себя гибрид гробницы, музея современного искусства
и гостиницы привносят в и без того далекое от реализма действие
еще больший налет сюрреализма. Поведение персонажей настолько нелогично,
что заставляет вспомнить о пьесах Бэккета. Фантастические
и антиутопические допущения, однако, столь тонки, что события в «Todo
Modo» очень быстро перестают восприниматься как выдуманные.
Да и в самом деле, вы только посмотрите на персонажей, что обвиняют друг
друга в воровстве, тут же оправдывая это интересами Партии! Они ничтоже
сумняшеся обсуждают возможности снижения коррупции и тут
же интересуются ставками на лоббирование того или иного вопроса.
Они,
сделав постные лица, ратуют за христианское воспитание детей, и тут
же решают проблемы, какие бы еще ввести налоги, чтобы бедный народ
не особо возмущался. Паноптикум из чиновников и церковников решает свои
проблемы, а кто-то (не иначе, как сам Господь) постепенно убирает
из этой кунсткамеры одного персонажа за другим.
Мерзость слияния Церкви, Государства и Бизнеса в фильме Элио Петри
показана со всей прямотой (а чего еще ждать от коммуниста), но при этом
облачена в сложную и вычурную форму киноигры, в которой охотно принимают
участие ярчайшие звезды европейского кино. Вот только — со времени
выхода картины на экраны прошло уже больше 35-ти лет… А «Todo Modo»
все еще выглядит словно фельетон на злобу дня. Как-то печально это все.
И наводит на совсем уж пессимистичные мысли. Вот только синьор Петри
тут не при чем. Беда в том, что ни Церкви, ни Государству, ни Бизнесу
на таких вот синьоров Петри плевать с высокой колокольни. Они их даже
проспонсируют, а там и на пьедестал воздвигнут… Потому как страшно
далека эта интеллигенция от народа. И что она там себе навоображает
никого ровным счетом не взволнует, хоть сотню шедевров наснимай.
Грустно.
prouste
рецензии Ужасный
фильм. Не в смысле создания атмосферы ужаса и непредсказуемости,
а именно в смысле вменяемости, контроля за рацио. Начавшись как вполне
себе антиклерикальная сатира, достаточно быстро фильм теряет руля
и ветрила, логику создания событий. Фильмы Марка Феррери, а уж тем более
и Бунюэля, на которые Петри нет-нет да и оглядывался, представляются
образцами цельности и внятности иронии сравнительно с католическими
фантасмагориями режиссера. Если что и интересно, так то, насколько
Волонте отличается от себя в других фильмах Петри, сделавших ему имя.
5 из 10
| |
| | |
|
|